
Опубликовано в журнале «Системы безопасности» №2'2022
Рыбаков Михаил Иванович
Импортозамещение в физической безопасности в течение последних восьми лет выглядело скорее «модным» словом, чем процессом, реально изменяющим ландшафт отрасли.
До последнего времени Windows и «брэндовые» технические средства западного производства не только продолжали использоваться, но и внедрялись повсеместно на объектах, в том числе объектах критической инфраструктуры. Среди причин – коммерческие интересы, необязательность исполнения законов и постановлений, а также технические и технологические обстоятельства российской микроэлектронной и IT индустрии. «Рак на горе…», «жареный петух…», – нужны были обстоятельства конца 2021 – начала 2022, чтобы случились какие-то реальные подвижки.
Чтобы не впадать в крайности «тотального импортозамещения», с одной стороны, и «всёпропальщины» с другой, полезно взглянуть на современную электронику и программную индустрию не с пользовательской, но с технологической стороны.
В ситуации и с программным обеспечением, и с техническими средствами есть общий глобальный фундамент, на котором создаются как новые программные средства, так и электронные устройства и системы. Если в части программного обеспечения – это глобальные программные ресурсы, которые используются при построении новых программ и информационных систем, то в основе электронного производства, – множество классов и семейств электронных компонентов, разрабатываемых и производимых в разных странах. Сегодня ни одна страна мира не производит все электронные компоненты, которые необходимы для дизайна электронных устройств, хотя самые крупные и диверсифицированные страны-производители, это – Китай, в том числе Тайвань, Корея и Малайзия. То есть «абсолютное» импортозамещение в современной электронике и IT, в общем случае, невозможно.
Программное обеспечение
Давайте обратим внимание на технологические особенности разработки программного обеспечения в современном мире и, в частности, в России.
В отличие от 40-90-х годов прошлого века, современное ПО, условно говоря, не разрабатывается с нуля. «Под капотом» любого современного ПО большое количество кода, написанного множеством людей и компаний по всему миру. Сегодня разработчик использует богатый арсенал программных ресурсов из Интернета. Разработанное ПО может функционировать автономно, не требуя подключения к Интернету. Но без доступа к глобальной паутине возможности доработок, расширения, устранения ошибок ограничены, и в перспективе будут стремиться к нулю. Современное ПО создаётся на глобальном фундаменте накопленного и постоянно пополняющегося программного кода, что актуально и для защищённых российских операционных систем.
Говоря об импортозамещении, чаще всего подразумевают отказ от операционных систем и прикладных программных средств иностранной разработки, в первую очередь это ОС семейства Windows, закрытый код которых делает из них «черные ящики». Что касается открытых свободных ОС на основе Linux, то их использование вполне корректно, но, разумеется, только их российских версий, как широкого пользования, так и соответствующим образом сертифицированных версий с репозиториями в российском информационном пространстве.
Цена отказа от Windows – это уход с рынка множества прикладных программных средств и систем, наработанных в этой экосистеме за четверть века. Это потери и списание затрат на многолетние разработки, а также новый девелопмент и масштабный интеграционный реинжиниринг. Поэтому не удивительно, что способом решения болезненного вопроса стали «виртуализация» Windows и среды исполнения прикладных программ под Linux оболочкой.
Технические средства
Сегодня любое радиоэлектронное изделие, в том числе компьютеры и гаджеты, за исключением некоторых особых отраслей, разрабатывается и производится из иностранных компонентов, начиная с процессорных чип-сетов, жёстких дисков, микросхем памяти и заканчивая множеством активных и пассивных электронных компонентов. Неважно, это простые и дешёвые системы в духе 90-х, или современные компьютеры, изделия «интернета вещей», — все они из компонентов, производимых в Европе, Штатах, Китае, Малайзии и др.
Даже если производство плат и сборка устройств осуществляется на российских мощностях, то компоненты всё равно закупаются за рубежом. При этом цена российского производства оказывается выше, чем при производстве тех же изделий, например, в Китае, даже с учётом логистики и таможни!
Кстати, не секрет, что некоторые из известных отечественных производителей средств безопасности являются и крупнейшими в отрасли импортёрами.
За последние годы отечественные разработчики привыкли к доступности большинства необходимых электронных компонентов, которые можно было купить непосредственно в России, заказать через Интернет или скомплектовать и произвести за рубежом. В текущих же условиях ключевые комплектующие могут оказаться недоступными. Не говоря уже о компонентах двойного назначения, которые были практически недоступны и до последних событий.
Отрадно, что в условиях тотальной экономической войны, не без проблем, но всё-таки, многое можно приобрести и произвести, например, в Китае. Однако, радикальные «импортозаместители» говорят, что для «настоящего импортозамещения» в изделиях российского производства должны применяться не только отечественные компоненты, но и отечественные процессоры. Реальность такова, что процессоры отечественной разработки для потребительской и прикладной электроники присутствуют лишь в виде технических спецификаций, а не доступных изделий.
И, несмотря на предпринимавшиеся в последние годы усилия, трудности, которые предстоит преодолеть, велики, а необходимые ресурсы трудно оценимы, и дорога длинна. А достаточно разумные, в контексте глобализации, концепции, т.н. «фаблесс- производства», делают «импортозамещение» почти невозможным тогда, когда оно жизненно необходимо.
Тем не менее, оптимисты верят и приводят примеры того, как советская промышленность делала аналоги Intel и AMD. Но это был Советский Союз, который в условиях «железного занавеса» в течение многих лет постоянно вкладывался в технологии и кремниевое производство, копируя, «заимствуя» технологии, с десятилетним отставанием, но создавая свои компоненты и чипы на базе TTL, CMOS, CCD технологий. Однако, на фоне быстрого мирового микроэлектронного развития и хлынувшей в страну электроники и программных средств, разрыв стал стремительно нарастать, и даже такое «развитие постоянного отставания» с 90-х прекратилось.
С интересным открытым анализом состояния и возможностей российского производства микроэлектроники можно ознакомиться здесь: https://habr.com/ru/post/656677/.
Заключение
Без международной кооперации и доступа к глобальным информационным и техническим ресурсам в стране практически невозможно развитие IT и электронной промышленности.
В то время как создатели глобального мира технологий пытаются приватизировать результаты развития, и изолировать от них всех остальных, удивительным, но вполне естественным свойством глобализации оказалась невозможность абсолютной изоляции.
Конкурировать сегодня с продуктами массового производства электроники в Китае и Юго-Восточной Азии, практически невозможно. Это камеры видеонаблюдения, простые устройства управления доступом, в том числе с биометрическими функциями, устройства интернета вещей, сотовые телефоны, смартфоны, планшеты и многое другое. Но и возможность получения этой продукции в современных условиях существенно осложняется. В основе те же ограничения производителей в доступе к компонентам в других странах, если продуктовая цепочка в конечном итоге ведёт к России.
В то же время, все эти факторы открывают поле для деятельности, связанной с использованием многообразия современного «интернета вещей» в развитии отечественных экосистем безопасности.
Ниша высокотехнологичных прикладных электронных систем, где доминировали западные производители, освобождается для отечественных разработчиков. Значимость импортозамещения тем выше, чем больше программного обеспечения встраивается в системы класса «интернета вещей». При сравнимой функциональности и техническом уровне, стоимость отечественного оборудования и систем может быть значительно ниже, а обеспечение гарантийных обязательств, сопровождения и ремонта – надёжно, более качественно и экономично. К этому стоит прибавить и защищённость встроенного программного обеспечения, и то, что добавленная стоимость создаётся на территории нашей страны.
Если не рассматривать апокалипсический сценарий отключения от глобального Интернета, то концепция импортозамещения в области программного обеспечения для отрасли безопасности проста и реально выполнима, как и ожидаемый от этих действий эффект.
Защищённые операционные системы и кроссплатформенное прикладное программное обеспечение, разработанное российскими компаниями, являются настоящей гарантией эффективной защиты от экстерриториальных мер и санкций, как в общем случае, так и в плане информационной безопасности.